Сефер ha-Баhир (סֵפֶר הַבָהִיר, «Книга яркого света«) представляется собой один из самых ранних текстов такого специфического направления еврейской мистики, как каббала. Название книги основано на высказывании: «Один стих гласит: «Теперь не видно яркого баhир света в облаках» (Иов 37:21). Каббалисты приписывают авторство книги таннаю1 Нехунии бен ха-Кана (вторая половина I в. н. э.), поэтому текст имеет еще одно название – «Мидраш рабби Нехунии бен hа-Кана». Однако книга появляется только в XII (около 1176 г.) в Провансе, а ее авторство, как предполагается, является коллективным. Первое печатное издание «Сефер hа-баhир» вышло в Амстердаме в 1651 году. В 1923 г. был издан перевод, выполенный выдающим специалистом по еврейской мистике Гершомом Шолемом. Самым лучшим изданием сегодня считается опубликованное в Иерусалиме (1951) раби Реувеном Марголиусом.
До появления Зоhара этот текст был самым влиятельным в каббалистических кругах. В этом проиведении сфирот (которые появляются в тексте «Сефер йецира») впервые описываются как божественные атрибуты и силы, предстающие в образах «речений», «прекрасных сосудов», «царей», «голосов» и «венцов». Гершом Шолем и Моше Идель видят в Баhире множество гностических элементов (прежде всего, учение об эонах), которые затем проникли во всю каббалу. По словам Шолема, этот текст «частично из компиляций и переработок гораздо более старых текстов, которые вместе с другими отчетами мистиков Меркавы попали в Европу с Востока».